Русская архитектура ХVIII в. – Первой трети ХIХ в

23 сен 2015 09:51

Комментариев: 0

Русская архитектура ХVIII в. – Первой трети ХIХ вРусская архитектура ХVIII в. – Первой трети ХIХ в. Архитектура первой половины XVIII в. В начале XVIII в. в русское зодчество были привнесены некоторые элементы стилей Возрождения и голландского барокко. В сочетании с русской архитектурой конца XVII в. сложилось своеобразное направление в зодчестве петровской эпохи. Отличительными чертами его являются рациональность и сдержанность в применении декоративных средств, а также своеобразная выразительность (например, здание Кунсткамеры и Летний дворец). Большое градостроительное значение для Петербурга как равнинного города имеют такие высотные акценты, как колокольня Петропавловского собора, построенного в 1712—1733 гг. под руководством зодчего Д. Трезини. Шпиль этой колокольни вместе со шпилем Адмиралтейства и куполом Исаакиевского собора придают особенную художественную окраску и торжественный вид центральной части Петербурга и сейчас.

После смерти Петра I широкая градостроительная деятельность прекращалась на десятилетия. В дворцовую архитектуру начало проникать декоративное начало — показной блеск, характерный для позднего барокко. Крупным представителем этого направления был зодчий В. В. Растрелли. В зданиях, возведенных по его проектам, на фоне яркоокрашенных стен выделялись богато оформленные окна, фасады украшались многочисленными спаренными колоннами, замысловатыми картушами и орнаментом. По проекту В. В. Растрелли рис. 1 ), многие церкви, собор Смольного монастыря в Петербурге, Андреевский собор в Киеве.

РИС. 1 Зимний дворец. Санкт-Петербург. Среди дворцовых сооружений особое место занимают Зимний дворец и Большой царскосельский дворец , фасады и интерьеры которых были обработаны с невиданным до того времени в России декоративным блеском. Вместе с тем в композициях Зимнего дворца и Андреевского собора заметно влияние классического стиля, утверждавшегося в середине XVIII в. в европейских странах. Следует иметь в виду также, что интерьеры Зимнего дворца были созданы после пожара 1837 г. выдающимся зодчим Стасовым, а некоторые из них ранее Кваренги.

в середине XVIII в. развивалось под влиянием художественно-декоративных приемов другого зодчего —- Д. В. Ухтомского. К известным сооружениям Ухтомского относятся Красные ворота (1753), выполненные из камня взамен деревянных, выражающие идеи триумфа. Особую художественную ценность представляет построенная по проекту этого зодчего колокольня Троице-Сергиевской лавры, в которой многоярусная столпообразная композиция отличается мощью и сочным декоративным убранством в виде картушей, ваз, колонн и др. Д. В. Ухтомским в 1749 г. была основана в Москве « архитектурная команда » — школа, оказавшая значительное влияние на развитие русской архитектуры второй половины XVIII в. В число учеников этой школы входили будущие основоположники русского классицизма В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Из античного классического наследия они использовали черты, родственные русским памятникам зодчества, видоизменяя их с присущим им строгим художественным вкусом.

Кроме Еропкина, Растрелли и Ухтомского большой вклад в русскую архитектуру середины XVIII в. внесли И. К. Коробов, построивший, И. Ф. Мичурин, , и С. И. Чеванский, по проекту которого в 1750-х годах был. Классицизм. Во второй половине XVIII в. в России новые архитектурные идеи зародились под влиянием идей Просвещения и вследствие усиления роли среднего дворянства. Основоположниками художественного стиля русского классицизма были выдающиеся зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Особенностью этого стиля являлось органичное сочетание основных тектонических принципов античной архитектуры и классицизма с конструктивными и художественными приемами русского зодчества.

В результате творчества этих выдающихся зодчих и их последователей была создана оригинальная по форме русская классическая архитектура. В этот период общественные здания в русских городах начали занимать наряду с дворцами важное положение в архитектуре города. Одной из больших намеченных в то время градостроительных работ была перестройка Московского кремля, а также создание вокруг него стены Китай-города и полукольца площадей. Разработанный В. И. Баженовым проект Большого Кремлевского дворца для того времени был крупнейшим творческим замыслом, несмотря на то что проект этот не удалось воплотить. Идея перепланировки Кремля преследовала цель отобразить в формах дворца могущество Российского государства, причем самому зданию в этом случае отводилась роль своеобразного русского акрополя.

Проектные работы, включая изготовление модели дворца, продолжались 5 лет, с 1768 г., и закончились закладкой его 1 июня 1773 г. Но построить дворец не удалось, так как война России с Турцией значительно расстроила финансовые возможности страны. К архитектурным сооружениям, построенным по замыслу В. И. Баженова, относится дом Пашкова на Моховой ул. (1784— 1787) ( рис. 2 ), который многие годы по праву считался одним из самых красивых зданий Москвы. РИС. 2 Дом Пашкова в Москве. Главный фасад. Дом Пашкова расположен напротив Кремля на высоком холме, у пересечения двух улиц, что обеспечивало зданию хороший обзор с разных точек.

Будучи частным особняком, он благодаря своим формам и положению приобрел значение заметного градостроительного акцента. Главный фасад при кажущейся перегруженности колоннами (на самом деле их 12) несложен по своей композиции: внешнее убранство состоит лишь из трех стройных четырехколонных портиков, балюстрады и бельведера. По существу, лишь эти элементы и крупные окна придают всему зданию торжественный вид и удачно связывают здание с окружающим пространством. В. И. Баженову не удалось осуществить до конца еще один крупный замысел — достроить ансамбль для царской семьи в Царицыне. Из сооружений великого зодчего там сохранились лишь оперный дворец, фигурные ворота, Хлебный дом и арочный мост. Вторым выдающимся зодчим русского классицизма, обогатившим сокровищницу мировой архитектуры, был М. Ф. Казаков, начавший свой творческий путь в школе Ухтомского.

Затем Казаков работал у Баженова, а после отставки последнего в 1786 г. стал ведущим и самым популярным зодчим в Москве. К большим градостроительным задачам, блестяще разрешенным Казаковым, относится создание нового типа общественного здания городской больницы, а также городской усадьбы. Отказавшись от старого типа боярского дома, размещенного в глубине участка, зодчий поставил парадный особняк на красную линию улицы, а флигели и службы, окружавшие ранее двор, расположил в один ряд с основным домом по его сторонам. Основное внимание Казаков уделял удобствам в помещениях и созданию высокохудожественных праздничных композиций зданий при простоте конструкции и минимуме декоративных деталей. К наиболее известным сооружениям зодчего Казакова Московский университет, построенный по так называемой усадебной схеме (1786—1793), Голмцынская (ныне Первая градская) больница рис. 3 ), (1776—1784), а также построенное в 1784 г. . Здание университета, пострадавшее при пожаре 1812 г., было восстановлено и перестроено Д. Жилярди с сохранением планировки и художественного убранства актового зала. РИС. 3 Первая градская больница в Москве. Одной из особенностей объемных композиций зданий Казакова является вписывание в объемы зданий круглых залов — так называемых ротонд, образующих центр всей композиции сооружения.

Особой торжественностью и красотой отличается зал под куполом здания московского Сената. К ярким памятникам русского классицизма конца XVIII в. относятся дворцы по проектам И. Е. Старова. Лучшим сооружением его является ансамбль Таврического дворца в Петербурге (1783— 1788), в главном здании которого художественно сочетается пространство парадных залов с помещениями различного назначения. В русской классической архитектуре до Старова не было создано столь крупного и высокоторжественного зала, как Белоколонный, притом с помощью всего лишь четырех элементов: крупных колонн, установленных по овальному периметру зала, трех огромных люстр, паркетного пола и фриза. В начале XIX в. в Петербурге были сооружены десятки монументальных общественных и культовых зданий. Одно из них — сооруженный по проекту А. Н. Воронихина в 1801 —1811 гг. Казанский собор на Невском проспекте.

Новаторство Воронихин проявил здесь в том, что культовое здание от трактовал как гражданское, закрыв фасад собора сбоку классическим портиком и торжественной колоннадой. Почти одновременно, в 1806—1811 гг., Воронихин построил Горный институт — здание особой монументальности и строгости. Фасад его, обращенный к р. Неве, состоит из портика с громадным, вытянутым фронтоном, покоящимся на 12 дорических колоннах ( рис.4 ). РИС. 4 Горный институт Санкт-Петербурге. Главный фасад. Одним из замечательных представителей русского классицизма был петербургский зодчий Дж. Кваренги (1744—1817 гг.), приехавший в Россию из Италии молодым. К крупным постройкам его относятся здания Эрмитажного театра (1783—1787) и Смольного института (1805—1809) в Петербурге и Гостиного двора в Москве. В здании Смольного института с его торжественной архитектурой фасада ( рис. 5 ) и актового зала, как известно, размещался штаб Октябрьской революции.

РИС. 5 Фасад Смольного института (ок. 1806). Санкт - Петербург. , построенное в 1806—1820 гг. под руководством выдающегося зодчего периода русского зрелого классицизма А. Д. Захарова. Здание это служит главной архитектурной доминантой всего центра города ( рис. 6, 7 ). РИС 6. Адмиралтейство.

Общий вид. Санкт- Петербург. РИС. 7 Планировка центральной части Петербурга. 1 - здание Адмиралтейства; 2 - Зимний дворец; 3 - здание Главного штаба; 4 - Исаакиевский собор. Как упоминалось, первоначально здание Адмиралтейства было построено в 1739 г. по проекту архитектора Коробова. Оно тоже завершалось острым шпилем, но меньшей высоты (60 м). При сооружении нового комплекса Адмиралтейства деревянный шпиль был сохранен; снаружи его был сооружен существующий в настоящее время новый золоченый шпиль высотой 73 м. Для архитектурной композиции этого здания использованы монументальные формы классического зодчества. Особенно выразительно выглядит центральная кубическая часть здания с башней, увенчанной ритмичным рядом высокохудожественных скульптур, и шпилем, который служит центром для трех сходящихся к Адмиралтейству улиц Петербурга и главной архитектурной доминантой города.

Сквозь каменный массив куба высотой в три этажа прорезана арка главных ворот. Над аркой размещены рельефы двух летящих Слав, а по сторонам ее установлены скульптуры нимф (произведения скульптора Ф. Ф. Щедрина). Скульптура, рельефные фризы и картуши на портиках символизируют военно-морскую мощь Русского государства. Композиция Адмиралтейства — один из наиболее ярких примеров синтеза искусств в архитектуре. Здесь нужно обратить внимание на важную роль скульптуры, начиная с нимф, поддерживающих Земную сферу, выполненных по эскизам А. Д. Захарова.

Скульптуры образно раскрывают широкий идейный замысел комплекса — утверждение России как мощной морской державы, а также широту культурного кругозора русской нации. Адмиралтейство является главным градостроительным ядром города, определяющим его общую архитектурную тональность и порождающим богатые исторические ассоциации. К замечательным памятникам позднего русского классицизма относятся сооружения крупных русских зодчих Стасова, Росси, Михайлова, Бове и др. В Петербурге в период 1817—1820 гг. В. П. Стасовым были построены так называемые Павловские казармы. Отличаясь строгой монументальной композицией фасада, они торжественно замыкают одну из сторон Марсова поля рис. 8 .). РИС. 8. Марсово поле. Санкт-Петербург. Учитывая большую градостроительную роль здания, Стасов придал казармам торжественный вид дворца с помощью портиков и аттика.

В средней части фасада располагается выдвинутый вперед портик строго монументального ордера в 10 колонн с расположенным за фронтоном аттиком. Здание казарм было предназначено для размещения Павловского полка, имевшего большие заслуги в Отечественную войну 1812 г., и рассматривалось как своеобразный памятник победы русских войск над захватнической армией Наполеона. Зодчий В. П. Стасов ввел для огнестойкости металлические конструкции перекрытий в Зимнем дворце вместо деревянных после пожара 1837 г. Главный вклад Стасова в архитектуру создание монументальных композиций при минимальном использовании декоративных деталей. Это особенно ярко видно на архитектуре фасадов Провиантских складов в Москве (1832—1835). К заслугам архитектора К - И. Росси, творчество которого протекало после войны 1812 г., относится создание системы гармонично-уравновешенных стройных архитектурных ансамблей площадей в центре Петербурга.

Наиболее значительными сооружениями К. И. Росси являются здание Главного штаба на Дворцовой площади рис. 9 ), Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей) (1819—1826) и здание Александринского театра (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина). РИС. 9 Арка Главного штаба. Санкт-Петербург. Росси построил также здания Сената и Синода на площади Декабристов и перестраивал публичную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина. Архитектурные сооружения К. И. Росси отличаются пластичностью симметричных композиций объемов и стройностью. Особенно убедительно он показал большие преимущества тектонической системы классицизма перед, стоящем против Зимнего дворца.

Для убранства зданий зодчий использовал античные статуи, гирлянды и барельефы военных доспехов. Росси широко применял в градостроительстве художественное литье. Как и в Адмиралтействе, скульптурная группа на здании Главного штаба выполняет не декоративную, а важную идейно-художественную роль. Воины, ведущие лошадей, символизируют победоносную русскую армию, изгнавшую наполеоновские полчища осенью 1812 г. Как говорилось выше, по примерам планировки центральных площадей Петербурга во второй половине XVIII в. были составлены проекты планировки центральных частей городов Ярославля, Одессы, Полтавы, Казани и др. В период расцвета русского классицизма в провинциальных городах и в дворянских усадьбах было построено много классических особняков, прекрасно гармонирующих с природой.

В архитектуре усадеб во второй половине XVIII в. наметилось два их типа. — это пышные двухэтажные дворцы и усадьбы дворянского характера, второй — преимущественно деревянные особняки с мезонинами в окружении зелени, на архитектуру которых повлиял господствовавший тогда сентиментализм. К первому типу относятся дворцы в Останкино, Архангельском, а также дворцовые усадьбы Царицыно и Петровский «подъездной» дворец в Москве (ныне Академия им. Жуковского). В дворцах в Царицыно и Петровском формы классицизма сочетаются с элементами допетровского и готического зодчества.

В загородном дворце Шереметьевых в Останкино, построенном в 1790 г. крепостными архитекторами П. Аргуновым, А. Мироновым и др. на основе проекта Ф. Кампорези, особенную ценность представляют фасады, а также интерьеры парадных залов — Итальянского, Египетского и Театрального с опускной сценой. Первый этаж дворца с двумя флигелями хорошо связан с парком. Русские зодчие умели блестяще решать крупные градостроительные задачи. Так после победного завершения Отечественной войны с наполеоновской армией с широким размахом велось строительство в Москве, восстанавливаемой после пожара и разрушений,, нанесенных ей иноземным вторжением. Среди крупных зодчих того времени были А. А. Михайлов, проект которого О. И. Бове использовал для постройки редкостного по красоте Большого театра (1821—1824 г.); Д. И. Жилярди , восстанавливавший здание Московского университета и строивший многие здания общественного назначения; А. Г. Григорьев, построивший много красивых особняков; Ф. К. Соколов, руководивший восстановлением Кремля, и др. Театральной площади зодчим Бове была придана форма правильного вытянутого четырехугольника с разбивкой в нем сквера.

Центром всей композиции Бове сделал здание Большого театра, которое после пожара в 1857 г. было восстановлено в несколько измененном виде архитектором Кавосом. К ценным постройкам Москвы этого периода относятся также здание Опекунского совета Д. И. Жилярди на Китайском проезде (1825) и построенные В. П. Стасовым здания Провиантских складов (1832—1835). состоит из трех одинаковых зданий, поставленных так, что центральное выходит на улицу продольной своей стеной, а два боковых — торцовыми, образуя в целом монументальную композицию. В. П. Стасов показал в данном случае высокое композиционное мастерство образно трактовать утилитарные сооружения как своеобразные монументальные крепости, достигнув большой выразительности простыми средствами. Поздний русский классицизм, не вполне точно называвшийся в прошлом ампиром по аналогии с чопорной холодной французской архитектурой наполеоновского периода, отличался пластичностью объемов, в которых монументальность без ложного пафоса сочетается с лиричностью. Русские интерьеры также отличались от французских большей пластичностью. Эти особенности поздней русской классики, видными представителями которой были Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев, общепризнанны как отечественными, так и зарубежными ценителями архитектуры.

Заключение. Архитектурный стиль классицизм , господствовавший в европейских странах со второй половины XVIII в. до первой трети XIX в., был одним из плодотворных направлений в развитии мировой архитектуры и градостроительства. Важнейшими особенностями этого стиля являются: рациональная стоечно-балочная тектоническая структура зданий, четкая планировка помещения, нормальный для человека масштаб, выражение архитектурными формами больших гражданских идей. Зодчие-классицисты умело и сдержанно вводили скульптуру в композиционные узлы зданий и комплексов, решительно отказались от усложненной планировки и декорирования стен лепными украшениями, характерными для стиля барокко и особенно рококо.

Характерными признаками архитектуры русского классицизма вдумчивый выбор мест для размещения ведущих гражданских зданий в узловых пунктах планировки и застройки городов; внимательный учет и развитие градостроительных замыслов предшественников, ансамблевый подход к застройке; художественная связь форм новых зданий с окружающей архитектурой и пейзажем, подчинение рядовой застройки ведущим зданиям, строгая градостроительная дисциплина ; живописность объемных решений, раскрытие зданий к природному окружению; мастерское использование для отделки интерьеров недорогого искусственного мрамора, тонкое сочетание белого и охристого цветов для покраски стен и элементов фасадов и введение элементов народного зодчества. Высокой художественной выразительности гражданских зданий русские классицисты достигли благодаря близкой к классической скульптуре живописности объемов зданий, строгим пропорциям, введению в композиционные узлы скульптуры в целях более полного раскрытия большого идейного содержания. В этих целях она выполнялась наиболее талантливыми скульпторами по замыслу архитекторов и под их наблюдением. Эти особенности градостроительных и тектонических приемов русских зодчих-классиков, в особенности Баженова, Казакова, Захарова, Росси, представляют большую познавательную ценность и практический интерес для современных градостроителей.

строительство