Готическая архитектура. Готический храм. Схема. Готическая архитектура складывалась в период развития городских ремесел и торговли в конце XII—XIII в. В результате притока в города ремесленников, бежавших от гнета феодалов, увеличилась численность населения, города экономически окрепли. Кроме жилищ в городах возводились крупные соборы (высотой иногда более 100 м) и церкви, а также оборонительные укрепления. В сельской местности по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей.
Переход от романского стиля к готическому был постепенным: начатые ранее романские соборы нередко достраивались в духе готики . Одна и та же цель — покрыть стрельчатым сводом латинскую базилику — решалась по-разному: изыскивались более легкие и экономичные конструкции. Форму стрельчатого свода готические зодчие заимствовали из восточной (исламской) архитектуры. Для увеличения высоты соборов несущие конструкции их постепенно усовершенствовались с применением прочных камней для колонн и сводов. Требованию высотности отвечала разработанная зодчими готики каркасная облегченная конструктивная система зданий с их тонкими опорами и нервюрами стрельчатых сводов. Специфичными элементами готических конструкций являются аркбутаны и контрфорсы, оконные простенки малого сечения, пучкообразные столбы-колонны, образующие в сочетании совершенную для того времени каркасную конструкцию здания.
Вместо массивных стен, характерных для романской архитектуры, в готических соборах стены образованы сравнительно небольшими по сечению простенками, между которыми размещены громадные окна. К стенам примыкают контрфорсы, воспринимающие распор сводов собора, которые увенчиваются небольшими башенками (пинаклями) с остроконечными завершениями (фиалами) . Своды во всех готических сооружениях имеют стрельчатую форму. Повышенный профиль стрельчатых арок способствовал уменьшению распора сводов. Гурты или нервюры сводов представляют собой взаимно перекрещивающиеся криволинейные тяги-ребра, начинающиеся непосредственно от капителей опорных колонн ( рис.1 ). РИС.1 Готическая конструктивная система (аркбутаны). Готический свод имеет конструкцию независимых распалубок, поддерживаемых нервюрами. Нервюры выполнялись из прочного тесаного камня, а распалубка — из мелкого камня с забуткой щебнем.
Кирпичные нервюры, которые начали применять позже, имитировали арматуру крестовых сводов. Готический контрфорс имеет вид тонкой и высокой конструкции. Вместо глухих стен здесь появилась легкая ажурная конструкция. Такая тектоническая система в сочетании с нервюрным сводом дала возможность устраивать перекрытия больших пролетов. Для внешней композиции готических соборов характерны башни-шпили и большое количество аркбутанов, обычно располагаемых в два яруса над крышами боковых нефов. Внешняя композиция готических соборов вызывает впечатление удивительной легкости и устремленности вверх. Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции в XIII в. и в Германии в XIV—XV вв. Всемирно известным памятником романско-готическои архитектуры является собор Парижской богоматери (XII в.) рис.2 ). РИС.2 Собор Нотр-Дам в Париже.
Общий вид. В нем использована конструктивная схема, присущая готической архитектуре, однако из-за того, что строительство собора было начато во второй половине XII столетия, он имеет пропорции, характерные для романского стиля, что особенно заметно в горизонтальных членениях и нижних опорных частях. Интерьеры готических храмов рис.3 ) отличаются особой торжественностью, создаваемой высокими сводами, пучками колонн, скульптурами и витражами из цветного стекла. РИС.3 Интерьер собора в Кутансе (Франция). Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIII—XIV вв., является Реймский собор во Франции. Привлекает внимание высокий главный зал и украшение скульптурой трех его порталов. В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор рис.4 )). РИС.4 Миланский собор. В отличие от французской готики, в которой четкие архитектурные формы фасадов как бы сливались с несущей структурой здания, итальянские зодчие много внимания уделяли декоративному убранству завершений соборов в виде многих башенных надстроек.
Стены готических соборов возводились из тщательно вытесанных камней на растворе. Готическая архитектура, зародившаяся во Франции, затем кроме Германии распространилась в Англии, Испании, Чехии, Польше и прибалтийских странах. В последних готика развивалась вначале под влиянием германской готики в связи с захватом этих стран немцами во время подходов крестоносцев. В венецианской архитектуре к наглядным примерам итальянской готики относятся собор св. Марка в Венеции рис.5 ), а также баптистерий в Пизе. РИС.5 Собор св. Марка в Венеции. К примерам, в которых нашли яркое сочетание мавританские (восточные) и отчасти готические формы, относится дворец дожей. Фасад здания состоит из двух ярусов легких арочных галерей и завершающей плоской стены с большими проемами.
являются разработка облегченной каркасной системы, просторных и высоких сводчатых залов, удивительная дерзость инженерной мысли при возведении ажурных шатров огромной для того уровня техники высоты (в Кельнском соборе рис.6 )). РИС 6. Кельнский собор. Зодчие Франции и Германии достигли очень большой художественной выразительности как в силуэтах соборов, так и в их молельных залах, освещаемых через цветные стекла — витражи.