Архитектурный классицизм во Франции. С середины XVIII в. во Франции под влиянием демократических идей, классического искусства и литературы начал развиваться новый рациональный архитектурный стиль — классицизм. Важным требованием классицизма была экономичность строительства по сравнению с архитектурой Возрождения и особенно барокко. Одним из первых крупных французских зодчих-классицистов был Ж — А. Габриэль, по проекту которого в парке Версаля был построен к 1764 г. дворец Малый Трианон рис. 1 ). Рис. 1 Дворец Малый Трианон в Версале. Это здание отличается гладкими стенами, облицованными мрамором и четким почти квадратным планом. Архитектура Малого Трианона послужила прототипом для городских особняков. К известным памятникам классицизма относится церковь Женевьевы в Париже Рис. 2, Рис. 3 ), позже превращенная в Пантеон — место захоронения выдающихся деятелей Франции. Рис. 2 Церковь Женевьевы в Париже.
(Пантеон). Рис. 3 Внутри парижского Пантеона, панорамный вид. Главный вход в это купольное здание обозначен портиком крупного масштаба. Церковь имеет строгий торжественный вид. Одним из видных зодчих периода французской революции был К — Н. Леду. Композиции его зданий отличаются строгостью, граничащей с сухостью,— упрощенными классическими формами и отсутствием мелких декоративных деталей. По проектам Леду в Париже были построены, в частности, несколько зданий застав. Одно из них — застава в районе Ла Виллет Рис. 4 , закончена в 1789 г.) в форме цилиндра и с приставным мощным портиком.
Рис. 4 Застава в районе Ла Виллет (Париж) . С начала XIX в. проводились большие градостроительные работы по спрямлению и расширению улиц в центральной части Парижа. В архитектуре в период правления Наполеона зародилась ветвь классицизма — ампир (императорский), отличающийся крупными претенциозными формами, тяжеловесностью. В композициях гражданских зданий использовались элементы позднеантичного и древнеегипетского зодчества.
К первой трети XIX в. в центре Парижа были завершены ансамбли нескольких площадей. Четко спланированные и застроенные зданиями одной высоты, украшенные фонтанами, обелисками, они придают неповторимо красивый облик центру французской столицы.