Русское градостроительство второй половины ХVIII – первой трети ХIХ в

23 сен 2015 09:51

Комментариев: 0

Русское градостроительство второй половины ХVIII – первой трети ХIХ вРусское градостроительство второй половины ХVIII – первой трети ХIХ в. Многие русские города, как и западноевропейские, сначала строились как крепости, причем большинство городов выполняли три основные функции: обороны населения, управления и торговли. Характерные черты деревянного средневекового города сохранились только в тех городах, в которых издавна существовала каменная застройка. К ним относится Москва с ее радиально-кольцевой планировочной структурой, в застройке которой с XVII в. появилось много каменных зданий. Частично сохранились черты средневековой застройки в Суздале, Пскове и некоторых других русских городах. Александровский монастырь (Суздаль).

Главные русские города Киев и Новгород возникли в IX—X вв. на торговой дороге «из варяг в греки» — на среднем и верхнем течении Днепра, а также р. Волхова. Позже на Волге возникли Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. Расположение и планы этих городов можно считать типичным для средневековых. Достоверные сведения о Новгороде сохранились с IX в. В этом городе, удобно расположенном на водном пути, вдали от нашествий азиатских кочевников, вначале возводились деревянные храмы и просторные дома купцов. Первая деревянная крепость в Новгороде была поставлена на правом берегу р. Волхова в 5 км от озера Ильмень. О возникновении Новгородского детинца в летописной записи под 1044 г. сказано: «...

на весну же Володимир заложил Новгород». В 1301—1331 гг. деревянная ограда крепости была заменена каменными стенами и башнями. После присоединения Новгорода к Московскому великому княжеству в 1481 — 1492г. при Иване III были сооружены новые более мощные стены этого Кремля.

До настоящего времени, несмотря на ряд переделок, в облике сооружения заметны черты XV в. Строгая белокаменная и краснокирпичная архитектура Новгородского кремля прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем. Новгород. Кремль. Северная башня. В XVI в. при Иване IV несколько новых городов возникло на присоединенных к России землях.

Строились они преимущественно по так называемым регулярным планам ( Саратов, Царицын, Астрахань и др.). Для строительства крепостных сооружений городов в России применялись сборные деревянные элементы. Например, в 1551 г. из них был построен городок-крепость Свияжск. Строители русских крепостей того времени знали о приемах западного градостроительства; им были знакомы также сочинения Витрувия о строительстве укреплений. В структуру городов входили крепость, торг, посады и слободы. Размеры функциональных зон определялись их значением для города.

Средневековые русские зодчие мастерски сочетали архитектуру кремлей и монастырей с природным окружением. Тщательно учитывая при выборе мест для крепостей и форм сооружений их цвета, природный рельеф, наличие реки или озера, леса, они создавали высокохудожественные панорамы, особенно заботясь о красоте силуэтов. Под влиянием природного ландшафта формировался и городской ландшафт. На форму улиц влияли очертания местности: нередко они закрепляли дороги, сложившиеся под воздействием природных условий. Прямые улицы прокладывались редко, на ровной местности. Средневековые улицы городов России по сравнению с улицами западных городов того же периода имели несколько большую ширину, что определялось в основном противопожарными мероприятиями. К XVIII в. с развитием военной техники значение каменных крепостей уменьшается; их стали дополнять, а иногда и заменять системой земляных бастионов.

В период зрелого феодализма вместо воеводских дворов и приказных палат появились административные центры из классических зданий, образовавшие главные площади. Пристани же, фабрики и заводы, появившиеся в XIX в., хаотически размещались в жилых районах, что ухудшало архитектурную панораму городов и удобства жителей. Главным элементом русского города до XVIII в., как отмечалось ранее, являлся кремль, представлявший собой внутригородскую крепость. В дальнейшем башни и завершения стен кремлей приобретали декоративный характер, а сами кремли становились местами правительственных учреждений с развивающимися вокруг них городами.

Приемы русского градостроительства периода его расцвета — в XVIII в. и первой трети XIX в. — заслуживают внимательного изучения. Переосмысление западной градостроительной культуры того времени становится одним из стимулов развития русского градостроительства. Вместе с тем, несмотря на привлечение (начиная со времени Ивана III) к строительству в Россию известных зодчих из-за рубежа (в XVI в. в основном из Италии), многие из них осваивали и продолжали русские традиции архитектуры. Архитектурные приемы Возрождения были использованы в России в измененном виде.

Итальянские зодчие, работавшие в Москве, сами внимательно изучали особенности русской тектоники. Даже в XVIII в., когда русское дворянство проявляло интерес к западноевропейской культуре, приглашенные в Россию иностранные зодчие строили здания с русским художественным колоритом. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Время правления царя Петра I было важной вехой в развитии русского градостроительства. Образцом для застройки ряда городов служила новая столица русского государства Петербург, построенная на основе прогрессивных градостроительных принципов того времени.

В строительстве Петербурга было сосредоточено, по существу, все ценное из архитектурно-строительного опыта страны. План Санкт-Петербурга конец 19 века. К основным градостроительным принципам, которые были использованы при планировке и застройке Петербурга, относятся сочетание прямоугольной и лучеобразной систем улиц, а также строгое соблюдение градостроительной дисциплины в отношении постановки зданий по красным линиям улиц и выдерживания их высоты, создание ансамблей на площадях. Главными чертами градостроительства Петербурга как города нового типа являются сочетание регулярной планировки с широтой пространственных композиций, присущей русским городам, а также тонкое чувство природной среды (особенностей ровного рельефа, зеркала рек), устройство и оформление каналов с учетом общей композиции города. На пространстве вокруг р. Невы и стрелки Васильевского острова в Петербурге был создан ряд архитектурных ансамблей Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного штаба, Адмиралтейство, Сенатская площадь с Исаакиевским собором и памятником Петру I, а также ансамбли Биржи и Петропавловской крепости.

Дворцовая площадь: Вид на Александровскую колонну и арку Главного штаба. В отличие от плана Версаля, где крайние короткие лучи, направленные к зданию, не связаны, лучи к Адмиралтейству имеют большую протяженность и соединены между собой системой перпендикулярных улиц ( ). Трехрадиальная лучевая система Петербурга охватила значительную часть плана города, став основой его пространственной структуры. Высокое градостроительное мастерство проявили также зодчие, создававшие ансамбли Петергофа, Царского Села (г. Пушкин) и других пригородов Петербурга.

Екатерининский дворец. Царское село.(г. Пушкин). Это мастерство видно как в выборе наиболее эффектных мест для дворцов, так и в достижении художественной связи их с живописным природным окружением, отчасти путем использования малых архитектурных форм (ротонды, беседки, колоннады и т. п.). В архитектуре загородных императорских резиденций, в особенности в ансамбле Петродворца, были заложены глубокие идеи утверждения России как могущественного и просвещенного государства XVIII в. В последней четверти XVIII в. на опыте строительства Петербурга в России сформировались прогрессивные принципы градостроительства эпохи позднего феодализма, а в первой трети XIX в. была создана система высокохудожественных ансамблей улиц, площадей Петербурга, вошедших в сокровищницу мировой архитектуры. На основе этих градостроительных принципов был заложен ряд новых крупных городов и проведена реконструкция центральных частей десятков старых русских городов. В первой половине XVIII в. были построены крепости в оренбургских степях и металлургические заводы Урала и Сибири, представлявшие собой поселки, выросшие затем до размеров городов ( Нижний Тагил, Невьянск и др.). Созданная при Петре I «Комиссия от строений» для руководства строительством Петербурга постепенно распространила свои полномочия и на другие русские города.

В 1768 г. Екатерина II подписала Указ «О создании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо», который послужил началом разработки генеральных планов десятков городов России. . Все эти градостроительные идеи были творчески использованы при строительстве таких новых городов-крепостей, как Ростов-на-Дону, Одесса, Оренбург, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Александровск (Запорожье), Томск, Красноярск, Хабаровск, а также при упорядочении застройки старых городов — Ярославля, Твери, Новгорода, Воронежа, Полтавы, Калуги. В число городов, в которых организована прямоугольная уличная сеть с использованием лучевой, входят Тверь, Ярославль, Одесса и ряд других. Возникшая на месте бывшей крепости в 1789 г., Одесса являлась вторым важнейшим портом после Петербурга. Одесский театр оперы и балета. Удачным планировочным решением можно считать планировку города Ярославля до реконструкции и после нее. Новый план Ярославля был составлен с учетом сложившейся системы планировки. Главная площадь образовала центр лучевой системы, к которому сходились основные улицы города.

В середине XVIII в. для упорядочения и развития радиально-кольцевой системы планировки Москвы многое сделал Д. В. Ухтомский, практически бывший в то время главным ее архитектором. Весьма поучительно градостроительное мастерство зодчего М. Ф. Казакова, проявленное при возведении в Московском кремле здания Сената в классическом стиле, здания Университета и др. Чудов монастырь и Сенатский дворец (поодаль) . К. Тон, построивший, также решил большую градостроительную задачу, художественно завершив панораму Кремля со стороны Замоскворечья. К концу XVIII в. облик Москвы кроме ансамбля Кремля и вертикалей церквей стали определять такие монументальные здания гражданского назначения, как Первая градская больница, Университет, Странноприимный дом (ныне Институт им. Склифософского), Воспитательный дом, а также парадные двухэтажные дворянские особняки, построенные в формах русского классицизма. Высшего этапа развития русское градостроительство периода феодализма достигло в первые 30 лет XIX в. В это время выдающиеся зодчие Захаров, Воронихин, Росси и Стасов развили наиболее ценные градостроительные идеи, заложенные в генеральном плане Петербурга XVIII в. при Петре I и его первых преемниках. Под наблюдением А. Д. Захарова, являвшегося в первом десятилетии XIX в. фактически главным архитектором Петербурга, был создан ансамбль стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей и ростральными колоннами на острие водораздела.

Васильевский остров. Санкт-Петербург. Выдающаяся роль в завершении системы ансамблей центральной части Петербурга принадлежит К. И. Росси. Основным стимулом для широкого размаха градостроительных работ в Петербурге явились укрепление экономической мощи и рост национального самосознания после победного завершения войны 1812 г. Важную роль в обогащении архитектуры улиц, набережных, многочисленных мостов через реки Неву и Фонтанку сыграли художественные ограды усадеб, мостов и садов.

Особую ценность в этом отношении представляют решетки Летнего сада, изготовленные по рисункам Фельтена и Егорова во второй половине XVIII в., отличающиеся живописностью при внешней простоте композиции, а также ограда Казанского собора, выполненная по проекту Воронихина, ограды по рисункам Росси . Решетки Летнего сада. Санк-Петербург. В новых планах, составленных для исторически сложившихся русских городов, были спрямлены улицы, приданы геометрически четкие формы площадям, созданы упорядоченные торговые площади с сохранением и закреплением основ систем планировки.

Благодаря этому в старых городах появились ансамбли, в которых подчеркнуты высокие художественные достоинства древних зданий и сооружений. В городах в этот период были застроены крупные по размерам площади и прямые, относительно широкие углы. На месте усадебной разобщенной застройки появилась единая по высоте застройка с фасадами домов, обращенными на улицу. По градостроительным принципам классицизма в России продолжала вестись реконструкция городов в первой половине XIX в. В вариантах планировок регулярных городов были использованы планировочные приемы с центрическими и прямоугольными образованиями, со сложными системами нескольких центров и другими особенностями планировки ( .). В целом поздний феодальный строй в России внес существенный вклад в мировую градостроительную культуру.

Планировочные решения городов. а) Богородицка; б) Петрозаводска; в) Одессы.

строительство