Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнце

0

Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнце

Огромный лайнер был задуман как круизный, всё для трудового народа, всё за гуманные деньги. Неделя морского круиза к берегам Италии стоило 150 рейхсмарок при средней зарплате в 180-200 марок. Для сравнения: в соседних капстранах такое путешествие было по карману лишь зажиточным буржуа. Так что круизное судно с трудовым народом наглядно показывало заботу Гитлера о простом труженике и преимущество его госсистемы.

До начала войны возможностью отдохнуть на «Вильгельме Густлоффе» успели воспользоваться более 60 тысяч немецких рабочих и членов их семей.

Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнце

Корабль-солнце был чудеснейшим местом для отдыха: деревянная мебель, тиковая палуба для прогулок 160 метров, бассейн. Помимо одинаково комфортабельных кают, пассажиры могли посетить кинотеатр, библиотеку или тренажерные залы. Для детей были организованы игровые площадки и кружки по интересам.

Лайнер стал популярнейшим способом проводить отпуск, и вместе с рабочими на палубах «Вильгельма Густлоффа» наслаждались морем и солнцем селебрити,  артисты и спортсмены. Даже Ева Браун там отдыхала.

К августу 1939 года лайнер сделал 44 коммерческих рейса, став воплощением мечты о социальном равенстве. Но перемена политической обстановки отсрочила торжество германской нации — как и другие принадлежавшие KdF корабли, «Вильгельм Густлофф» был передан ВМФ Германии. Вот пару тактико-технических характеристик корабля:

  • водоизмещение 25,5 тысячи тонн,
  • длина 208,5 метра,
  • максимальная ширина 23,5 метра,
  • высота от киля до топа мачты составляла 56 метров,
  • палуба длиной 160 метров,
  • машины мощностью в 9500 л.с. считались слабыми,
  • скорость не более 15,5 узла,
  • рассчитан на 1463 пассажира,
  • экипаж из 415 человек.

Война, сражения и Красный Крест

Титаник Третьего рейха «Вильгельм Густлофф» — судьба корабля-солнце

Огромный вместительный лайнер в начале войны трансформировали в плавучий госпиталь, перекрашен в белый цвет, а вместо эмблемы «Силы через радость» (свастика в солнцевороте) на единственной корабельной трубе появился красный крест. Это означало безусловную защиту.

Летом 1940 года «Вильгельма Густлоффа» переоборудовали под военный транспорт для вторжения на Британские острова. Не случилось. Некогда белоснежный корабль перекрасили в камуфляжный цвет, усилив палубы зенитками и курсантами. Параллельно развернули лаборатории засекреченного «Проекта 21», занимавшегося проектированием немецких подводных лодок нового поколения.

Так «Вильгельм Густлофф» стал особо охраняемым объектом Третьего рейха. Попытка британцев попасть в огромный сверхсекретный корабль 30 сентября 1943 года потерпела неудачу. С воздуха разбомбить его тоже не получилось, и в конце 1943 года лаборатория и документация были эвакуированы на подлодках в надежное место.

А корабль-солнце занялся эвакуацией сотен тысяч беженцев из Восточной Пруссии и Курляндии в западную часть страны. Морем спаслись почти два миллиона человек. Но подлодка Балтийского флота С-13 30 января потопила «Вильгельм Густлофф», который за годы войны сильно ослаб и давно требовал капремонта.

Как затонул «Титаник» Третьего рейха

Изначально «Вильгельм Густлофф» должен был идти 30 января на предельной скорости (12 узлов, больше он не давал), постоянно выполняя противолодочные маневры. Но обстоятельства внесли свои коррективы: сложнейшие погодные условия, плохое состояние машин и минные поля заставили капитана выбрать прямой курс вместо запланированного извилистого.

Получив сигнал о работе каких-то тральщиков, на «Вильгельме Густлоффе» послушно зажгли ходовые огни, обозначающие габариты судна. И нацисткое судно засекла наша подлодка под командованием Александра Маринеско. А он вместе с экипажем отбывал наказание за самоволку на Новый год. Лично Маринеско, получивший десятку за моральное разложение вверенного ему подразделения, должен был искупить вину кровью. Искупил. Увидев сияющий габаритами немецкий корабль, Маринеско стал вырабатывать план атаки.

В 21:04 из носового аппарата С-13 ушла торпеда «За Родину», следом за ней «За советский народ» и «За Ленинград». Четвертая, уже взведенная торпеда «За Сталина», застряла в торпедном аппарате и едва там не взорвалась (ее оперативно обезвредили и вытащили).

Корабль-солнце тонул около часа, эвакуировавшиеся на нем люди пережили настоящий ад. Спасением пассажиров и команды гибнущего «Густлоффа» занимался миноносец Lowe и оказавшийся неподалеку эсминец Т-38. От шести до десяти тысяч погибших — вот итог операции в Балтийском море.

Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза, но звезду так и не получил. Командование решило ограничиться орденом Красного Знамени. Место гибели «Вильгельма Густлоффа» отмечено на всех картах, он лежит на сорокапятиметровой глубине. Но когда в пятидесятые годы польским подводникам удалось спуститься, лайнера как такового уже не существовало. Гора обломков и никаких свидетелей.